Меню

День 2
Тексты о себе

Тексты о себе — это самое любимое и... самое страшное. Весёлый нас ждёт денёк!
Наша вторая встреча — это снова знакомство, только на этот раз с собой. Звучит немного пафосно, знаю, в духе марафонов «открой новую себя». Ничего пафосного в нашей встрече не будет, обещаю.

Задача этого дня: увидеть, что есть суть (мы) и есть форма (разные тексты). Увидеть, что можно поворачиваться к тексту то одним, то другим боком. Можно и спрятать что-то, нет обязательства выдавать всё, как на исповеди.

Увидеть, что где-то там, дальше, есть ещё и читатели, но не они задают музыку. Мы (суть) её задаём. И у каждого уже есть свой стиль, просто иногда надо взять человека за плечи и потрясти, чтобы лишнее отпало.
Встреча в городе
1 вариант

Если погода нелётная. На прошлой встрече мы встречались, чтобы разглядывать мир вокруг. На этой нам нужны зеркала. Смотреть будем в себя, писать о себе.

Домашним заданием перед встречей может стать такой трюк. Вы начинаете снимать сэлфи, ожидая лифт. На площадке темно, вас почти не видно. Свет лифта делает вас ярче, но внутри, в коробочке, он не очень живой и на лице тени. Стоит вам выйти из лифта на улицу, лицо вновь преобразится.

Так, короткое видео покажет вам разные картинки одного вас. Поменялись ли вы за эти 60 секунд? Нет. А если судить по картинкам, то очень даже.

Или в самом городе можно идти и ловить свои отражения: в витринах, в зеркалах автомобилей, в зеркалах примерочных. Не бояться себя увидеть.

А ещё можно принести на встречу несколько своих фотографий, разных. Будем иллюстрировать тему: актёров много, режиссёр один, и они нам пригодятся (это могут быть снимки в телефоне).

2 вариант

Если с погодой всё хорошо. Намечаем маршрут с 3-4 объектами по дороге. Если в прошлый раз нам важно было почувствовать, какие они, то сегодня мы примеряем качества увиденного/прочувствованного на себя.

Учимся описывать себя через то, что видим.

Что это может быть? Какой-то здание. Фонарь. Витрина магазина. Что угодно. Вы просите людей записать в телефон или в блокнот ассоциацию, либо, если не мороз-мороз проговариваете это на месте.

Формулировка следующая: «как и этот фонарь, я...»
Варианты будут разные: выше всех, вижу только лысину внизу / покрылась инеем, мне не хватает тепла / освещаю кому-то путь / ...

Задача: не замёрзнуть и поискать во внешнем отражение тех чувств, что внутри. Попрактиковаться в метафорах.
Задания в городе
вы можете миксовать их как хотите, ориентируясь на свой путь к месту, где будете писать тексты
1
Внешнее и внутреннее
Тренируемся давать выход чувствам, опираясь на то, что видим. Миксуем текст и фотографию. Здесь может быть такое продолжение задания: вот мы взглянули на фонарь, а каким он видит нас.

Тренируемся в метафорах / олицетворении.
2
Взгляд до стороны
Когда мы пишем о себе для себя, важно быть честным. Когда пишем о себя для других, например, на инстаграм-странице или на сайте, нам важно донести до людей те свои качества, которые покажут им, что им — сюда.

Мы идём по городу, на нас мельком смотрят незнакомые люди. Подумайте, какими они видят вас. Посмотрите на себя глазами незнакомца. Можно вслух, если доверительно, можно про себя это подумать.
3
Форма
Если на пути у вас есть газетный киоск или магазин, загляните в него. Возьмите с собой пару журналов, разных по стилистике. Например, журнал AD про интерьеры и Tatler, светские сплетни.

Можно взять их из дома, заранее просмотрев статьи.
Теория (психология)
Наше Я существует только в пределах сознания; в сознании тех, кто нас знает, будут лишь его варианты, большинство которых даже отдаленно не напоминает оригинал – меня такого, каким я вижу себя сам.

Однако сущность личности человека, его Я, нельзя рассматривать как любой другой фрагмент информации. Фактически оно охватывает всё, что когда-либо побывало в сознании: все воспоминания, действия, желания, переживания счастья и боли.

Именно Я наилучшим образом отражает иерархию мотивов человека, год за годом выстраиваемую им структуру целей. Обычно мы не думаем о своей личности в таком ключе. В каждый момент времени мы осознаем лишь её малую часть – например, как мы выглядим, какое впечатление мы производим или чем бы мы хотели заняться.

Чаще всего мы ассоциируем наше Я со своим телом, хотя иногда его границы раздвигаются, включая в себя машину, дом, семью. Но независимо от этого, Я является важнейшим элементом сознания, поскольку символически отображает все прочие его содержания, а также взаимосвязи между ними.

Михай Чиксентмихайи, психолог.
Теория (копирайтинг)
— Но сэр, это же рекламный текст!
— Да. А вам какой нужен?
— Ну, текст «О себе»
— А зачем вам текст о себе?
— ...
— Но я же... Это же текст про меня! — все еще доносится неуверенный голос из зала. У меня для вас плохие новости.

Мы никому не интересны. Кроме наших родителей, супругов и ближайших друзей, наше существование никого не заботит. Люди интересны друг другу настолько, насколько они друг другу полезны.

Поэтому в хорошем тексте не будет ничего о вас. Текст будет о том, чем вы полезны. Если текст для потенциальных клиентов — он будет о том, как вы решите их задачу. Если для сайта знакомств — о том, какой из вас хороший партнер.

Максим Ильяхов, автор книги «Пиши. Сокращай»
Теория (писательство)
Среди многих тем, доступных вам как писателю, есть одна, которую вы знаете лучше всех остальных. Это вы сами — ваше прошлое и настоящее, ваши мысли и переживания. Однако очень может быть, что именно этой темы вы упорнее всего избегаете.

Приходя в гости к начинающим писателям, будь то в школе или в университете, я всегда первым делом спрашиваю их: «В чем ваши трудности? Что вам мешает?» И ответ, от Мэна до Калифорнии, всегда звучит одинаково: «Мы должны писать то, чего хочет учитель». Когда я это слышу, мне становится грустно.

«Хороший учитель не может этого хотеть, — говорю им я. — Никакому учителю не нужны двадцать пять экземпляров одной и той же личности, пишущей на одну и ту же тему. Все мы ищем и хотим видеть в ваших сочинениях только одно — вашу индивидуальность. Нам требуется то, что делает вас уникальными. Расскажите нам, что вы знаете и о чем думаете».

Но они не могут. Им кажется, что на такое нельзя пойти без разрешения. А я считаю, что они получили это разрешение автоматически в тот миг, когда появились на свет.

Средний возраст тоже не облегчает дело. На писательских конференциях я встречаюсь с женщинами, которые вырастили детей и после этого взялись за перо, чтобы разобраться в своей жизни. Я призываю их писать о том, что им ближе всего, и не бояться откровенности. Они возражают. «Мы должны писать то, чего хотят издатели», — говорят они. Другими словами, «мы должны писать то, чего хочет учитель». Почему они считают, что им нельзя без разрешения делиться с читающей публикой теми мыслями и чувствами, которые они знают лучше всего, — их собственными?

Перепрыгнем еще через поколение. Один мой приятель-журналист честно трудился всю жизнь, но всегда получал информацию из вторых рук и описывал то, что случилось с другими. За долгие годы нашего знакомства он не раз вспоминал при мне о своем отце — священнике либеральных взглядов, который в одиночку мужественно отстаивал их у себя на родине, в консервативном канзасском городке. Очевидно, именно от него мой друг унаследовал обостренное чувство социальной справедливости. Несколько лет назад я спросил, когда он наконец возьмется писать о том, что было самым важным в его жизни, включая отца. Скоро, ответил он. Но решающий день все откладывался и откладывался.

Когда ему стукнуло шестьдесят пять, я принялся за него всерьез. Я отправил ему кое-какие из своих любимых мемуаров, и в конце концов он пообещал, что попробует писать в том же ретроспективном ключе. Теперь он искренне изумляется тому, как раскрепостил его этот труд — как много он открыл такого, чего никогда не понимал, и об отце, и о своей собственной жизни. Но, рассказывая о своем опыте, он всегда говорит: «Раньше у меня никогда не хватало на это смелости» или «Я всегда боялся начинать». Иными словами, «я не знал, что у меня есть разрешение».

А почему нет? Разве Америка — не страна «неистребимого индивидуализма»? Давайте призовем обратно дух той забытой страны и тех знаменитых индивидуалистов. Если вы учите писать других, помогите им поверить в ценность их жизни. Если вы писатель, дайте себе разрешение рассказать нам, что вы за человек.

Но разрешение — это отнюдь не то же самое, что попустительство. Я терпеть не могу неряшливой писанины и особенно процветавшей в 1960-х гг. манеры выкладывать все, что только придет в голову. Чтобы сделать в нашей стране приличную карьеру, необходимо уметь прилично писать по-английски. Но что касается вопроса о том, для кого вы пишете, я хотел бы предупредить вас: не старайтесь никому угодить. Если вы сознательно пишете для учителя или издателя, дело кончится тем, что ваше сочинение не заинтересует никого вообще. Задеть читателей за живое вам удастся только при условии, что вы будете писать для себя.

Уильям Зинсер, писатель.
Задания в кафе
чувствуйте группу, добавляйте и убирайте задания
1
Я
Первой практикой предлагаю сделать терапевтическое задание (можно не говорить, что оно такое, если это испугает ваших участников).

Есть список, который каждый может закончить для себя. Эту практику мы сделаем вначале и её же повторим в конце встречи. Можно повторять раз в неделю, например, или раз в месяц.

По методу доктора Александры Джинти (Канада).

Я...
Мне любопытно...
Я слышу...
Я вижу...
Я хочу...

Я делаю вид...
Я чувствую...
Я прикасаюсь...
Я беспокоюсь...
Я плачу...

Я...
Я понимаю...
Я говорю...
Я мечтаю...

Этот список нужен не для анализа, не для того, что читать вслух. Для того, чтобы настроиться на честность с собой, на искренность. То, о чём в блоке Теория говорят психолог и писатель.
2
Формы
Об одном и том же человека можно написать по-разному, о себе можно написать сотню текстов. Чтобы увидеть это и попрактиковаться, мы будем тянуть билетики.

Приготовьте заранее листочки с номерами от 1 до 6. Вытянув свой номер люди должны будут написать о себе так, как будто это...

1. Статья в википедии.
2. Статья в журнале.
3. Текст на сайте знакомств.
4. Текст на сайте поиска работы.
5. Описание профиля в инстаграм-аккаунте.
6. Отрывок из мемуаров.

В этом задания проявится та теория, о которой говорит Копирайтер. Иногда мы пишем тексты о себе для себя, иногда для других. Но во всех случаях мы проявляем себя, а не придумываем вместо себя другого человека.

Мы крутимся перед текстом, одной стороной к нему, другой. Это не стыдно, это не враньё. Можно отследить блоки у тех, кто не может какую-то свою часть проявить.
3
Интервью
Один из способов рассказать о себе — это интервью. Вы задаёте людям вопросы, они пишут ответы, а в результате появляется текст, который надо немного поправить. Оставить главное, убрать второстепенное.

Мы будем вести интервью вместе. Каждый придумывает 1-2 вопроса и задаёт их других. Тут могут пригодиться журналы, в них интервью встречаются часто.

Если людям трудно фантазировать, можно предложить подсказки.

Кем ты мечтал быть в детстве.
Какой герой тебя вдохновляет.
Расскажи про момент, когда ты был счастлив.
Каким был твой первый клиент.
Что в твоей работе тебя радует.
Расскажи про трудность, которую получилось преодолеть.
Расскажи про то, что ты не смог сделать.
Кого ты пригласил бы к нам за стол, если бы всё было возможно.


И так далее. Можно пару вопросов вслух озвучить, но не много, чтобы не мешать людям творить.
4
Стихотворение
Это одна из моих любимых практик. Мы берём одно стихотворение и каждый выбирает ту строчку, которая ему близка. По мотивам этой строчки каждый пишет свой небольшой текст-размышление. Читаем вслух.

Стихотворение вы можете выбрать сами.
5
Детали
Мы не просто так искали в городе фонари и лужи, разглядывая в них свои отражения. Сейчас мы напишем метафорический текст о себе, о своей семье.

Можно собрать в кучу детали, чтобы проявилась личность, как здесь:

Про Костю, который в час дня выходит из школы, осматривает двор – и сияет довольный: пришли, встретили. Про Антона, который отложит все дела, чтобы эту улыбку поймать. Про кофе на кухне у Лорены, когда трое хохочут, а я одна ушами хлопаю – ничего же не понятно. Про кофе, который Антон просит меня сварить, потому что точно знает: откажусь и предложу помыть посуду, а варишь ты, ладно? Про термы, куда мы давно хотим съездить вдвоём и про Костину домашку, над которой три головы думают, а два хвоста им помогают.

Можно вспомнить, на что вы похожи, опять же, проявить себя:

Мысль о том, что человек на 80% состоит из воды, обернулась вдруг такой картинкой. Это же я – человек. Это во мне – изумрудные волны Гарды, шепот альпийских ручьёв и талые снега Бальдо.


Получится смесь Писателя и Психолога.
6
Письмо себе
Закончить встречу можно письмом. Здорово, если у вас есть конверты и можно письма себе отправить почтой, как раз к 2020 дойдут. Но если нет, можно написать и от руки, спрятать в летние вещи, а после найти в июле.

Тут здорово пообсуждать свои ритуалы, маленькие волшебства, кто как себя радует. Выйти на лёгкость. Как вариант, ещё раз повторить первое упражнение (но это по состоянию группы).
Made on
Tilda