Меню
МАРШРУТНАЯ КАРТА

У каждого из нас есть сейчас своя точка А.

А-идея, которая была выбрана из трёх, а то и из четырёх идей. А-задумка, к которой хочется подойти. А-состояние, которое, может меняться, если о нём писать. Мне так чувствуется, что в этой А живёт дерзость и драйв, сильные, но эфемерные энергии. Вспыхивают — и гаснут.

И есть точка Б.

Б-идея, первая из оформленных. Воплощённая Б-задумка. Б-состояние, которое даёт завершение дела, видимый результат. Чтобы в ней оказаться, одного драйва мало, нужна писательская дисциплина, выделенное делу время.
ДОРОГА

Несмотря на то, что я человек-хаос, и по жизни часто двигаюсь по интуиции, без конкретного плана, в письмах меня очень поддерживают этапы.

8 ноября — ИДЕЯ

Мой совет каждому, кто берётся писать что-то большее, чем пост в инстаграм, не метаться между идеями. Начать с той, что сейчас, сегодня кажется интересной, не придавая ей сверх-важности. Бывает, человек рассуждает так: время же вкладываю, усилия, и получить этот дар должна самая лучшая идея. Сравнение идей на предмет достойности уводит человек в тупик, «хочу» борется с «надо», а дело топчется на месте.
В книге Мураками «Писатель как профессия» есть строчки, которые меня ободряют. Он пишет о песне Рики Нельсона со словами «Пойми, что всем ты не угодишь, так порадуй себя самого».
It is necessary to choose a visual aid that is appropriate for the topic and audience.
Когда я стал писателем и начал регулярно издавать книги, я уяснил для себя одну важную вещь. Что бы и как бы ты ни писал, у людей всегда найдется повод для недовольства. Например, если я выпускаю большой роман, мне говорят: «Слишком длинно. Многословно и избыточно. Надо было написать в два раза короче». А если я пишу небольшую повесть, мне сетуют: «Жидковато как-то. Малосодержательно. Видно, силенок не хватило на серьезную вещь».

Про один и тот же роман кто-то говорит: «Автор все время повторяется. Манерно и скучно», а кто-то другой: «Раньше автор писал лучше. Тут машина новая, а работает на холостом ходу». Как тут не вспомнить, что про меня вообще-то еще двадцать пять лет назад говорили: «Мураками безнадежно устарел, его время прошло». Придираться и предъявлять претензии не так сложно (просто говоришь, что в голову пришло, – и все, в этом деле отвечать за свои слова вовсе не обязательно), но у того, кому эти замечания адресуются, просто физически не хватит сил всерьез на каждое из них отвечать. Поэтому в такой ситуации (раз уж в любом случае от кого-нибудь да огребешь) совершенно естественно просто писать, как хочется и о чем хочется.

Рики Нельсон ближе к концу карьеры написал песню «Вечеринка в саду», в которой есть такая строчка: «Пойми, что всем ты не угодишь, так порадуй себя самого». Я прекрасно его понимаю. Даже если попытаться всех удовлетворить, все равно ничего не выйдет – в действительности это невозможно, весь изойдешь на бесплодные попытки. Уж лучше тогда сразу забыть обо всех и думать о том, что приятно тебе самому, и, когда поймешь, чего хочешь, сделать именно так. Тогда даже если критики не щадят, а книги не продаются, все равно не так обидно, потому что по крайней мере себя самого ты порадовал. А это уже что-то.
По своему опыту и опыту предыдущих проектов знаю, что легче пишется о любимом (городе / человеке / профессии), о том, о чём написать хочется (что-то, что хочется помнить / в чём интересно разобраться ). Труднее, с усилием, пишется о том, о чём написать вроде как «надо».

Я люблю собирать в лирические десятки прожитый опыт: переезды, встречи с людьми, впечатления от места. Это моё «хочу». Моё «надо» — это полезные письма-инструкции про тексты, про копирайтинг, да про те же места. Для кого-то всё будет наоборот: в топку лирику, как классно писать чек-листы!

Первое упражнение «в письмах» — это практика честного выбора. О чём я хочу написать. Что мне важно сейчас. Без оглядки на читателя.


8-10 ноября — ТЕМЫ ПИСЕМ


Я выбрала для себя десятки, а у вас может быть пять писем, семь или четырнадцать. Три дня у нас будет на то, чтобы определиться с темами по выбранной идее: написать их и утвердить. План становится картой, с которой я сверяюсь. На этом этапе важно себе довериться, выбрать темы и следовать за ними без тени сомнения.
11 ноября - 8 декабря — НАПИСАНИЕ и ОФОРМЛЕНИЕ

1. Писать текст и сразу оформлять его в письмо, дополнять иллюстрациями, а после переходить к следующему.
2. Написать тексты всех писем, а после взяться за их оформление.
3. Начать с иллюстраций, под них писать тексты.
4. (...)

Последнюю серию я писала так: набирала текст письма в телефоне, вдруг оказалось, что так живее история. После правила её на ноутбуке, оформляла и переносила в программу для авто-рассылки.

Правильный вариант тот, от которого у вас больше радости.
Made on
Tilda