Меню
КАК НАПИСАТЬ ПИСЬМО

Мой способ: сесть и написать.

Держать в голове цель письма, придумать «форму» и следовать за ней. Главное, не заиграться, не потерять свои мысли за «формочкой».

1. Читатель

Чаще всего мои письма написаны так, будто я рассказываю историю другу. Поэтому в них есть и обращения, и загадки, всё то, что появилось бы и в реальности. Мой читатель – реален, я с ним в письме разговариваю.

«Вот представьте,...»
«Если вы, как и я, любите красоту...»
«Чтобы увидеть маки, отправляйтесь...»


Но вполне могут быть и другие письма:

обращение не ко всем, а к одному человеку, например, к себе / к бабушке / к другу; письма без этого обращения, взгляд рассказчика на события – изнутри или со стороны; отстраненные письма, написанные официально и так далее.

Подумайте, с кем вы хотите поговорить этим письмом? В чём его цель? И как лучше к ней подойти?

Даже в самой серьёзной серии может появиться письмо, которое мы написали себе: Оля-автор со стажем – Оле-которая берётся за первый заказ. И тема «как новичку освоится в копирайтинге» станет более личной.

2. Стилистика

Мне нравится писать так же, как я разговариваю: сохраняя свои «словечки», приводя свои примеры. Часто перечитываю написанное, чтобы понять: сказала бы я так в жизни? Если нет, правлю текст, убирая из него «официальность».

Чтобы истории были близки к реальности, я добавляю в них диалоги + описания мест + портреты + ощущения. Всё то, о чём рассказываю в «Пиши Дыши».

Будут ли ваши письма похожи на вас? Или, может, вы захотите сделать их менее личными, как журналист, который описывает происходящее, не добавляя своего мнения?
    3. Длина

    В моём представлении так: одно письмо – одна идея.

    Короткие письма могут быть настолько точными, что их не захочется «расширять» (подпишитесь на рассылку Сета Година, чтобы увидеть пример: он пишет часто и не больше, чем пол-страницы). А могут быть куцыми, пустыми.

    Длинные письма могут быть увлекательными, как выпуски Антона Птушкина, а могут и не быть. Такой получилась моя серия про путешествие с севера на юг Италии – слишком многое хотелось в неё включить. Итог: местами затянуто, скучно.

    После неё я решила писать короче, не больше 2-3 страниц на одно письмо. Иногда – 1 страница. Длинные темы разбиваю на два письма, и получается «Письмо 6.1» и «Письмо 6.2», например.

    Совет: начните с черновика, вылейте на бумагу всё, что из вас просится, а после уже поправите.

    Ниже фрагмент из писем про Калининград: письмо построено как серия историй о людях. Заголовок – имя. Диалог + описание места через ощущения + словесный портрет + диалог. Всё, о чём я писала в предыдущем пункте, а тема узкая – Дима Матвеев, и объём небольшой
      4. Интересное

      Время от времени я добавляю в письма тесты / загадки / списки / инструкции / рецепты / маршруты и так далее.

      Откуда берутся эти задумки? Из идеи, что «так» будет понятнее. Например, в письмах из Феррары одно из писем начиналось списком пунктов «почему хорошо жить в отеле», затем шли истории, а заканчивалось письмо списком «почему хорошо жить в своём доме».

      Бывает, что серия коротких зарисовок, этакое попурри, передаёт идею лучше, чем всё то же, написанное объемно, по хронологии.

      Каждый раз, думая о форме и обо всех этих «интересностях», я прислушиваюсь к себе: как мне нравится, что будет интересно писать.

      И всё, никаких особых ухищрений, только вера чутью.
        5. Структура

        У письма есть, традиционно, введение – основная часть – заключение.

        Введение может ставить вопрос, на который письмо даст ответ. Первые строчки письма могут быть быть погружением, описанием ситуации или проблемы. А могут – хронологическим началом истории.

        Основная часть историю продолжает, рассматривает с разных сторон. В одной из серий я писала про одни и те же аспекты жизни на юге и севере Италии: природа – здесь и там, работа – здесь и там. В другой – рассказывала, как развивались события. В третьей – от переживаний вела к осознаниям.

        Заключение может дать читателю вывод или решение, а может оставить его в размышлениях. Иногда я заканчиваю письмо анонсом, что будет в следующем, иногда – вопросом, иногда – чем-то абстрактным.

        Вообще, всё это мы с вами изучали в школе, помните? Уверена, что каждый может и сесть и написать письмо без этой шпаргалки


          РАБОЧИЙ ПРОЦЕСС

          1. Открывайте новый файл (или тот, где написаны темы).
          2. Пишите всё, что приходит в голову на озвученную тему первого письма.
          3. Прочитайте вслух, уберите то, что не относится к теме.
          4. Подумайте, можно ли организовать какую-то часть письма в другой форме. Нужно ли это.
          5. Если чувствуете ступор, обсудите с творческим сообщником.
          6. Отложите письмо на какое-то время, чтобы после взглянуть на него свежим взглядом.
          7. Распечатайте или прочитайте с другого носителя – это тоже «освежает» видение.


          И главное – не думайте много, просто садитесь – и пишите. Самый простой и самый важный совет звучит именно так.
            Made on
            Tilda