Меню

ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ
ДЕКАБРЬ

Первый встречный
Каждый автор немного разведчик и вот почему

Можно выдумать внешность, историю и характер своего героя, а можно подсмотреть. Угадайте, что легче?

«Позвольте, но я в Великие Авторы не стремлюсь. Мне бы про жизнь писать, про друзей, про клиентов. Не буду же я им характеры выдумывать. Так и напишу, что Маша — добрая, а Вася — хитрый».

Я не знаю, кто из нас станет Великим Автором и придумает своего Джеймса Бонда, а кто расскажет про Машу так, что вся страна будет мечтать с ней дружить, но я знаю, что разведчиком надо быть в любом случае)




Взгляните на картинку

Вы идёте по улице и видите персонажей прямо сейчас происходящей истории.

Как вы думаете...

Кто эти ребята?
Они знакомы?
Кто подошёл первым?
О чём говорит их одежда?
Какой у них настрой?
Что в пакете у высокого парня?


Прямо сейчас придумайте два-три варианта того, что происходит.

Как будто вы разведчик.





Игра 1
Анкета персонажа
Помните, как в детстве мы раздавали друзьям тетради-анкеты с вопросами от «как тебя зовут» до «кого ты любишь»? Давайте прямо сейчас выдумаем своего героя. Опишем парня в синей рубашке с картинки выше.
Тренировка для фантазии
Имя
Фамилия
День рождения
Секретное имя, о котором никто не должен знать
Родной город
Тайное убежище
Любимый десерт
Самый большой недостаток
Чем он гордится
Любимое слово
Мечта
Хобби

Написали?

Напишите ещё раз. Этот приём я нашла в книге Братьев Маклеод «Создай свою Вселенную». Идея написать, а затем написать ещё и ещё раз отлично развивает фантазёрство.
Игра 2
История персонажа
Все истории развиваются по похожему сценарию: герой движется от отчаяния к надежде, снова и снова, пока не придёт к цели.

Давайте напишем Историю Синего Парня.
Выбирайте схему и пускайтесь в творческий загул.

Универсальная схема

Давным-давно...
До того самого момента, когда...
Что и привело нас во второй акт, где дела пошли хорошо, потому что...
Но а третьем акте всё пошло прахом, так как...
А в четвертом стало ещё хуже, потому что...
Но всё благополучно разрешилось в пятом акте, ведь...

(по мотивам Братьев Маклеод «Создай свою Вселенную»)
ИДЕИ для начала истории

1. УТРАТА ЧЕГО-ЛИБО (Не могу расплатиться, нет денег)
2. ЗЛОДЕЙСТВО (Если не пойдешь на озеро, я не расскажу тебе про тексты)
3. ИЗМЕНЕНИЕ В МИРЕ (Я проснулся и увидел новый холм, что за дела?)
4. ОБРЕТЕНИЕ НОВОГО (Я проснулся и понял, что превратился в жука)
Игра 3
Стиль
Прямо сейчас загадайте число от 1 до 10. Выбрали?

А сейчас перепишите Историю про Синего Парня в том стиле, который подскажет номер.
Рассказать историю про первого встречного можно по-разному:
1. от первого лица
2. в виде коротких заметок
3. в стиле научного доклада
4. в стихах
5. как волшебную сказку
6. как греческую трагедию
7. как рецепт для настроения
8. как запись в дневнике
9. как письмо давнему другу
10. как статью в жёлтой прессе

Мы не просто разведчики, мы ещё и фантазёры

Мы можем всё: рассказать о своих друзьях как о кинозвёздах, вдохновиться фамилией кондуктора, запомнить, какого цвета были кеды на парне с первой фотографии и выдумать ему секретное убежище.

Замечайте. Фантазируйте. Пишите об этом.

Пусть ваши замечательные истории украсят сегодня инстаграм. Делитесь ими в чате, публикуйте на своих страничках и помните про хэштег #замечательный_декабрь.
Через шесть секунд вы начнете меня ненавидеть.
Но через шесть месяцев вы станете писать лучше.

С этого момента – по крайней мере, в ближайшие полгода – я запрещаю вам использовать мыслительные глаголы. А именно: «думать», «знать», «понимать», «осознавать», «верить», «хотеть», «помнить», «представлять», «желать» и сотни других, к которым вы так любите прибегать.

В этот список также должны войти: «любить» и «ненавидеть».

И: «быть» и «иметь». Но к ним мы вернемся позже.

До самого Рождества вы не сможете писать: «Кенни интересно, рассердилась ли Моника, что прошлой ночью он ушел».

То есть вам придется писать что-то вроде: «Затем по утрам Кенни отсутствовал, дожидался последнего автобуса, до тех пор пока не брал такси и возвращался домой, где видел, как Моника притворяется спящей – притворяется, потому что она никогда не могла спать спокойно тогда утром. Она всегда ставила только свою чашку кофе в микроволновку. Никогда не его». Вместо того чтобы сделать героев знающими что-то, вы должны придумать детали, которые помогут читателю лучше узнать их. Вместо того чтобы заставить персонажей желать чего-то, вы должны описать все именно так, что сам читатель это захочет.

Не нужно писать «Адам знал, что он нравится Гвен». Гораздо лучше «Между уроками Гвен прислонялась к его шкафчику, когда он подходил к нему, чтобы открыть. Она закатывала глаза и медленно уходила, оставляя след черных каблуков на крашеном металле и запах своих духов. Кодовый замок все еще хранил тепло ее задницы. В следующий перерыв Гвен снова будет здесь же».

Никаких сокращений. Только специфические эмоциональные детали: действие, запах, вкус, звук и чувства.

Как правило, писатели прибегают к мыслительным глаголам в начале части. (В таком виде они становится чем-то вроде «Формой отчетности», и я еще выскажусь против нее чуть позже.) То есть они устанавливают с самого начало интенцию всей части. А то, что следует дальше – это словно иллюстрация.

Например: «Брэнда знала, что не успеет. С самого моста была пробка. Ее телефон садился. Дома ждали собаки, которых надо было выгулять, или там был беспорядок. К тому же она обещала соседям полить их цветы…» Вы видите, как первое предложение перетягивает на себя смысл последующих? Не пишите так. Переставьте его в конец. Или измените: «Брэнда никогда бы не успела всего в срок».

Мысль абстрактна. Знание и вера нематериальны. Ваша история будет сильнее, если вы покажете только физические действия и материально воплотите отличительные черты ваших героев, а читателю самому позволите думать и знать. А также любить и ненавидеть.

Не сообщайте читателю: «Лиза ненавидит Тома».

Вместо этого дайте конкретный пример, как адвокат на суде, деталь к детали. Представьте доказательства. Например: «Во время переклички, в тот момент, когда учитель назвал имя Тома, а он еще не успел ответить: «Здесь», Лиза громко прошептала: «Подтертая задница»».

Одна из самых частых ошибок начинающих писателей в том, что они оставляют своих героев в одиночестве. Вы пишете – и можете быть одни. Читатель читает – он также может быть один. Но ваш герой не должен оставаться наедине с собой. Потому что тогда он начнет думать, беспокоиться и интересоваться.

Например: «Ожидая автобус, Марк начал беспокоиться о том, как долго продлится поездка…»

Но лучше написать: «По расписанию автобус должен был прийти в полдень. Марк посмотрел на часы – было 11:57. Отсюда была видна дорога до самого торгового центра, но автобуса на ней не было. Без сомнения, водитель припарковался на другой стороне и вздремнул. Водитель спит, а Марк вот-вот опоздает. Или хуже, водитель напился – и Марк отдал свои семьдесят пять центов, чтобы умереть в дорожной аварии…»

Когда герой один, он может начать фантазировать или что-то вспоминать, но даже тогда вы не имеете права использовать мыслительные глаголы или каких-то их абстрактных «родственников».

И не надо глаголов «забыть» и «помнить».

Не надо никаких переходов типа «Ванда помнила, как Нельсон расчесывал ей волосы».

Лучше: «Тогда, на втором курсе Нельсон проводил по ее гладким, длинным волосам своей рукой».

Опять же – расшифровывайте, не надо писать коротко.

Еще лучше – быстро столкните одного героя с другим. Пусть они встретятся и начнется действие. Позвольте их действиям и словам показать их мысли. А вы сами держитесь подальше от их голов.

Когда начнете избегать мыслительных глаголов, с большой осторожностью используйте пресные глаголы «быть» и «иметь».

Например: «Глаза Энн были голубые», «Энн имела голубые глаза».

Лучше так: «Энн закашлялась и начала махать перед своим лицом, чтобы отогнать сигаретный дым от своих голубых глаз, а потом улыбнулась…»

Вместо бледных, утверждающих «быть» и «иметь» попробуйте раскрыть детали портрета своего героя через действия и жесты. Тогда вы покажете свою историю, а не просто расскажете ее.

И тогда вы научитесь расшифровывать своих героев и возненавидите ленивых писателей, которые ограничиваются «Джим сел около телефона, спрашивая себя, почему Аманда не звонит».

Пожалуйста. С этого момента вы можете меня ненавидеть, но не используйте мыслительные глаголы. Я готов поспорить, после Рождества вы сами не захотите к ним возвращаться.

Домашняя работа на этот месяц.

Выкиньте из каждого предложения мыслительный глагол: устраните его, «расшифровав». А потом пройдитесь так же по какой-нибудь художественной литературе. Будьте безжалостны.

«Марти представил, как рыба прыгает в лунном свете».
«Нэнси вспомнила, как попробовала вино».
«Ларри знал, что он мертвец».
Найдите их и перепишите. Сделайте фразы сильнее.

Чак Паланик
Made on
Tilda